КОНСУЛЬТАЦИИ
Джаз

Статьи и обзоры систем автоматизации и безопасности

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

29 марта 2022

Фальсификат на рынке огнезащиты

 

Не менее 60 % огнезащитной продукции в России – фальсификат. Решение этой отраслевой проблемы участники рынка обсуждают уже не первый десяток лет. Однако процент недобросовестной продукции от этого не падает. Экспертные совещания вновь сводятся к перечислению основных причин появления таких продуктов и созданию очередного списка предложений по изменению рынка.

Сразу на трех крупных мероприятиях по пожарной безопасности, которые проходили с 25 октября по 28 ноября в Москве, Екатеринбурге и Тюмени, поднималась вечная для этой отрасли проблема фальсификата. Оценки экспертов и участников рынка насколько разнятся, что разбег от минимальной к максимальной составляет 40 %.

В такой же процент оценили специалисты «Тизола» фальсификат среди штукатурок. Эту цифру озвучили на тюменской конференции «Огнезащита и пожарная безопасность» Евгений Кузнецов, зам. главного инженера по развитию «Тизола», и Екатерина Гордеева, инженер по маркетингу отдела огнезащитных материалов компании. Фальсификация вспучивающихся огнезащитных лакокрасочных материалов, по данным уральского предприятия, достигает 95–100 %, штукатурок – 70 %, рулонных материалов – 60 %, плитных – 40 %.

Появление на рынке такой продукции эксперты связывают сразу с несколькими причинами.

Документы на огнезащитную продукцию раздают подозрительные сертификационные центры.

«На наше предприятие не раз приходили предложения сертифицировать конструкцию или материал. Скажите, сколько это будет стоить, и мы привезем вам нужный документ», – рассказывал на 100+ Forum Russia Евгений Кузнецов.

По его мнению, бизнес по оформлению сертификатов привел к появлению на рынке сомнительных документов, которым верят потребители.

Участники столичного совещания также обвинили аккредитованные испытательные лаборатории и сертификационные центры в выдаче недостоверных документов. В большинстве случаев, как утверждали специалисты, серые организации не проводят огневые испытания по стандартам, а огнезащитную эффективность продукции оценивают «за минимальную стоимость привлекаемыми “экспертами” с помощью метода так называемого сравнительного анализа». Причина такого явления – острая конкуренция на рынке и фактическое отсутствие контроля за лабораториями.

Некоторые компании сознательно пользуются услугами центров.

«В документах указываются неразумные толщины материалов и слишком маленький расход. Использование купленных сертификатов сейчас никак не наказывается, а сознательное введение потребителя в заблуждение – это статья (ст. 14.7. «Обман потребителей» КоАП РФ, прим. ред.). С этим надо бороться», – пояснил в беседе с журналом «Промышленные покрытия» Олег Ламкин, зам. председателя РГ НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов, технический директор компании «Лаборатория Евростиль».

Также одним из виновников появления фальсификата являются мелкие производители. В этом уверен коммерческий директор «Территория цвета» (Научно- производственное предприятие «ДЕКО») Иван Кучушев. На конференции «Огнезащита и пожарная безопасность объектов НГК» он заявил, что в России действуют мелкие производства, которые быстро появляются и моментально исчезают. Они выпускают недорогие огнезащитные покрытия с нарушением технологий и без последующего контроля качества продукции.

«Производители огнезащитных напыляемых составов страдают от “гаражных кооперативов”. На таких производствах не приходится говорить о квалификации персонала, лабораториях, входном контроле материалов – благодаря этому им удается добиваться более низкой стоимости ЛКМ. Они бросают тень на всех производителей огнезащиты».

Производители «настоящих» материалов проигрывают микропредприятиям из-за более высокой цены на продукцию. На расценках более крупных компаний сказываются затраты на качественные компоненты, персонал, разработки, испытания и контроль.

По мнению специалиста «ДЕКО», распространению фальсификата способствуют и сами потребители, покупающие подобнуюпродукцию. В этом случае справедлив «закон спроса и предложения»: спрос рождает предложение.

Слова Ивана Кучушева подтверждают выводы участников совещания производителей огнезащитных средств в Москве. Причем, как правило, дешевые продукты реализуются на тендерах, а обработку конструкций клиенты далеко не всегда проводят по собственной инициативе.

«В большинстве своем средства огнезащиты приобретаются, наносятся по требованиям органов контроля, поэтому потребители преимущественно проводят закупки соответствующей продукции исходя из предпочтения ее максимальной дешевизны и наличия необходимых разрешительных (часто фальсифицированных) документов», – говорится в резолюции, подготовленной
председателем Палаты Евгением Мешалкиным.

К покупке некачественной огнезащиты также приводит и несовершенство процедуры закупок по ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поскольку тендер выигрывает участник, предложивший минимальную цену, в условиях острой конкуренции контракт получает фирма, снижающая стоимость товара в 2–4 раза. Это ниже себестоимости изготовления продукции. В итоге победитель аукциона вынужден поставлять материалы низкого качества либо фальсификат.

Таким образом, поставлять или использовать некачественную либо фальсифицированную продукцию компании вынуждены для победы на тендере в условиях острой конкуренции на рынке.

«Заказчик считает средства и экономит. Позиция недобросовестных поставщиков – продать материал и исчезнуть», – добавил Ламкин.

На таком поведении поставщиков и потребителей опять же играют пробелы в российском законодательстве, а также работа «для галочки», чтобы избежать негативных последствий неисполнения предписаний.

Последствия подобной стратегии видны на примерах крупных пожаров с обрушением конструкций. В горевших торговом центре «Адмирал» в 2015 году, Березовской ГРЭС в 2016 и ТЦ «Синдика» в 2017 эффект отогнезащиты оказался «ниже ожидаемого», как считают специалисты огнезащитной отрасли.

Хотя участники рынка и обвиняют огнезащиту в неэффективности на этих объектах, официальной статистики с оценкой срабатывания огнезащитных покрытий не существует.

В резолюции столичного совещания подчеркнули, что в действующей системе государственного учета пожаров (приказ МЧС России «Порядок учета пожаров и их последствий» №714 от 21.11.2008 года с изменениями от 08.10.2018) такой информации нет.

Данный пробел «затрудняет объективную оценку применения средств огнезащиты в обеспечении пожарной безопасности объектов». Это подтвердил и Олег Ламкин.

«Сейчас нет статистики, где огнезащита сработала, а где нет. Это проблема», – считает эксперт.

По его словам, исключением является сгоревшая Березовская ГРЭС. Здесь производителя уличили в поставках некачественной огнезащитной продукции. Соответственно, вывод о применении некачественных материалов на упомянутых выше объектах – лишь мнение игроков рынка, неподтвержденное данными статистики. Поэтому объективно оценивать эффективность срабатывания любой продукции для обеспечения пожарной безопасности весьма затруднительно. Пока реальная стойкость материалов к воздействию огня подтверждается лишь при помощи лабораторных испытаний.

Участники совещания в Москве прописали в резолюции ряд мер, направленных на развитие рынка. Так, для совершенствования норм нужно провести ревизии технической документации на выпускаемую продукцию и оценить в объемах потребность ее изготовления.

Сейчас Минстрой готовится ввести два свода правил для объектов, возводимых из дерева. Поэтому необходимо составить список «наиболее эффективных средств огнезащиты для их применения в проектных решениях таких типов зданий». Также предполагается создать в ФППСО реестр добросовестных предприятий огнезащитчиков (производители, поставщики, подрядчики). Оба перечня Палата направит в Минстрой и МЧС России.

«Поскольку отсутствуют критерии оценки, нечестный игрок за деньги войдет в реестр. Таким образом станет добросовестной компанией», – прокомментировал инициативу Олег Ламкин.

Что касается технической составляющей участники совещания предложили при помощи МЧС России дооснастить региональные пожарные лаборатории оборудованием и квалифицированными специалистами. Эта мера позволит в полном объеме оценивать соответствие продукции.

В помощь потребителям игроки рынка решили создать пособие. В книге появится подробная информация о средствах огнезащиты, их свойствах и характеристиках. Информация в этом справочнике, как ожидают эксперты, может помочь специалистам самостоятельно проверить, насколько правдивы данные о продукте, указанные производителем.

Одной из самых эффективных мер по борьбе с фальсификатом на рынке, по мнению Олега Ламкина, может стать усиление контроля над организациями, выдающими сертификаты на продукцию. По словам эксперта, необходимо, чтобы сама Росаккредитация провела проверку органов по сертификации и испытательных лабораторий. Участники столичного совещания предложили изменить порядок аккредитации этих организаций. В самой Росаккредитации предполагается создать рабочую группу из экспертов для проведения переаккредитации лабораторий и центров.

ЗАКАЗ ЗВОНКА